Урок узагальнення та систематизації знань з теми "Будова і життєдіяльність рослин" 7 клас
Организационная информация Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение и жизнедеятельность растений». Предмет: Биология. Класс: 7-А. Автор урока: Федорченко Елена Александровна, учитель биологии. Образовательное учреждение: Запорожская общеобразовательная школа №84. Район: Коммунарский. Короткая характеристика класса: ученики 7- А класса - любознательные, активные; в классе есть инициативная группа, умеющая увлечь в работу учеников среднего уровня. Методическая информация Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Цели урока: учиться систематизировать и обобщать знания, приобретенные в ходе изучения темы »Строение и жизнедеятельность растений», развивать разговорную речь с использованием биологических терминов и понятий, воспитывать доброе и уважительное отношение к одноклассникам, вырабатывать коммуникативные качества в процессе обсуждения вопросов темы урока. Задания урока: закрепить знание терминов и понятий, необходимых для понимания основных процессов жизнедеятельности растений, давать логически последовательные ответы к используемым схемам и таблицам, учиться делать анализ сказанного, а также воспринимать критические замечания Знания, умения, навыки, качества, компетентности, которые приобретут ученики в ходе урока: ученики научатся систематизировать приобретенные знания, выделяя в теме главное, используя наглядность будут развивать свою речь и интеллект, вырабатывать толерантное отношение к ученикам, недостаточно усвоившим тему. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация учителя, раздаточный материал (перечень терминов и понятий по теме), сигнальные карточки, тесты. Конспект урока. Мотивация деятельности: образованному человеку необходимо не только приобрести сумму знаний, но уметь эти знания систематизировать и уметь применять их на практике; научиться использовать вспомогательный материал в виде схем, рисунков, изображений, развивать свой интеллект и разговорную речь, пополнять свой словарный запас, вырабатывать навыки общения. Ход и содержание урока. Организационный момент. Взаимное приветствие. Рассаживание по местам и краткая рапортичка дежурного об отсутствующих. Включение класса в деловой режим. Этап проверки знаний к обобщающему уроку: учитель предлагает в ходе взаимопроверки (работа в парах) выявить знание терминов к теме. Слабое знание терминов отмечается красным флажком на парте, за которой сидит ученик. Это настроит его более активно и сознательно принимать участие в обсуждении вопросов темы. Основной этап урока: используя материалы презентации, подготовленной учителем, ученики отвечают на вопросы: 1. Дайте общую характеристику растений (слайд №3). Чем представлено царство Растений? Из каких органов состоит растительный организм? 2. Охарактеризуйте разнообразие живых организмов (слайд №4). Что называют организмом? Какие царства выделяют в органическом мире? 3. Опишите строение растительной клетки (слайд №5). Укажите составные части растительной клетки и определите их роль в жизни клетки. 4. Что называют тканью и какие различают растительные ткани? (слайд №6). Дайте определение термина ткань, перечислите и кратко охарактеризуйте типы растительных тканей. 5. Что такое орган растения и какие органы имеют растения? (слайд №7). 6. Какие функции выполняет корень и каково его строение? (слайд №8,9). 7. Как осуществляется минеральное питание растений? (слайд№10). Как на практике применить знания о минеральном питании растений? 8. Охарактеризуйте строение побега (слайд №11). Назовите части побега, дайте им определения. 9. Что такое почка? Каково ее строение? Какие различают почки? (слайд №12). 10. Охарактеризовать микроскопическое строение стебля (слайд №13) 11. Как осуществляется транспорт веществ в растении? (слайд №14). Как на практике можно применить знания о перемещении веществ в растении? 12. Строение и разнообразие листьев. (слайд №16). 13. Основные функции листа во взаимосвязи с микроскопическим строением.(слайд№17,18). Установите взаимосвязь строения и функций листа. 14. Раздражимость у растений.(слайд №19,20). Кто из ученых- биологов первым доказал наличие раздражимости у растений? Какие формы движения различают у растений? Приведите примеры. Этап рефлексии: Выполнить тесты: 1.Основная структурно- функциональная единица растительного организма: А) ткань Б ) клетка В) орган 2.Наука о живой природе- А) альгология Б) биология В) зоология 3.Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию- А) клетка Б) орган В) ткань 4.Корневые волоски расположены в зоне: А) роста Б) деления В) всасывания 5. Осевая часть побега- А) почка Б) лист В) стебель Ответы к тестам: 1 2 3 4 5 Б Б Б В В
Подведение итогов урока: учитель отмечает наиболее активных учеников, указывает на недочеты, выставляет оценки, определяет уровень осознания знаний и умение анализировать изученное, обсуждает с учениками удачные и неудачные моменты урока. Мотивация домашнего задания: для успешного усвоения новой темы к следующему уроку ознакомиться с такими понятиями и терминами: размножение, гаметы, регенерация, вегетативное размножение (использовать словарь биологических понятий и терминов). Дополнительная информация. Использованные источники и литература: 1.Учебник по биологии В. И. Соболь 7 кл. 2.С. Б. Першин Биология Справочное пособие. 3. Интернет ресурсы. 4. Биология в школе. В. И. Сивоглазов.